Датчик включения вентилятора – специальное устройство, которое активирует вентилятор, находящийся в нижней части радиатора. Это происходит в том случае, если повышается температура антифриза (охлаждающей жидкости) и перегревается двигатель.

Описание датчика включения вентилятора

ДТОЖ и датчик включения вентилятора — это два разных регулятора. ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам. Второй регулятор, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.



Более подробно о том, как устроен датчик вентилятора, какие у него функции, как диагностировать это устройство – чуть ниже.

Предназначение и функции

Датчик включения вентилятора радиатора улучшает свойства системы охлаждения, включая вспомогательный поток воздуха без вмешательства водителя извне. Чтобы совершить эти манипуляции, в корпусе устройства установлен специальный элемент, реагирующий на перепады температуры жидкости.

Если выражаться обычным языком, можно сделать вывод, что определитель, включающий вентилятор охлаждения, это самый настоящий выключатель. Он срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина выгибается, а затем замыкаются контакты, подавая ток в цепь питания вентилятора.

Принцип работы и место расположения

Он, как было сказано, расположен внизу радиатора и включается, когда температура достигает определенной точки.

Происходит это следующим образом:

  1. Пластина, которая находится в нижней части устройства, начинает при повышении температуры видоизменяться.
  2. Изгибаясь, она оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и при движении замыкает контакты: и подвижные, и неподвижные.
  3. Если антифриз будет оставаться холодным, пластина не будет нагреваться, и в итоге контакты не замкнутся, провоцируя включение вентилятора.


Каждая машина индивидуальна и ее температура тоже, поэтому нет никаких конкретных показателей, при которых срабатывает устройство. Различие также присутствует в скорости вращения: существуют двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант включения более редкий, но он тоже встречается. Он отличается тем, что при достижении пика температуры замыкается пара контактов, а прокруты вентилятора совершают небольшие обороты.

Он нередко может выйти из неисправности в автомобиле отечественного происхождения. Если такое случилось, если вы заметили, что в системе произошла неисправность, нужно немедленно загнать машину в гараж и сменить устройство. Где находится датчик включения вентилятора, можно также узнать из видео от автора Avto-Blogger.ru.

Как проверить датчик самостоятельно?

Проверка датчика включения вентилятора дело несложное.



  1. Если возникла необходимость его диагностировать, нужно сначала узнать его функции и принцип действия.
  2. После этого, можно проверить систему, нагревая самой уязвимой части корпуса датчика. Чтобы это сделать, нужно изъять его из радиатора, внимательно осмотреть его, проверить колодки контактов, осмотреть провода, и, если есть такая необходимость, почистить.
  3. Далее понадобится инструмент, который можно сделать самостоятельно из обычной лампочки и батарейки, или использовать специальный тестер.
  4. Довести до кипения воду, затем соединить тестер и контакты датчика и опустить в воду его уязвимую сторону.
  5. После этого должно случиться замыкание. Это действие спровоцирует возгорание лампы, или появление характерного звукового сигнала тестера. Если приспособление показало, что контакты замкнулись до столкновения с кипятком, значит датчик несомненно неисправен. Как проверить датчик включения вентилятора, расскажет автор видео — Техник-механик.

Инструкция по замене регулятора

Замена датчика включения вентилятора почти всегда происходит по одной схеме:

  1. Нужно подготовить «почву». В некоторых автомобилях это происходит следующим образом: нужно избавить систему от жидкости охлаждения, если вентилятор установлен внизу радиатора, или же, если системе будет достаточно, удалить воду из расширительного бака. Если антифриз нужно полностью слить, тогда при этом необходимо открыть кран печки, чтобы не было остатка. Важно: не стоит выливать остатки жидкости на землю, ведь антифриз довольно ядовит.
  2. После этого можно снимать датчик, отключив подключенные провода. Затем, используя ключ, нужно убрать корпус и выкрутить его руками. Новое приспособление нужно закрутить вручную затем, нанося последние штрихи, можно использовать гаечный ключ. Чтобы предупредить протечку можно использовать специальную ленту для резьбы, которая сделает соединение более плотным и надежным. После этого можно восстановить контакты, вернув все необходимые провода на место, и залить в систему охлаждающую жидкость.

Цена вопроса

На фотографиях ниже можно увидеть, как выглядит устройство, а также оценить стоимость различных моделей.


1. ДТОЖ на Volvo (цена — 380 рублей)

2. ДТОЖ 406 (цена — 215 рублей)

Видео «Замена ДТОЖ»

От корректной работы охлаждающего вентилятора в немалой степени зависит состояние двигателя и его способность поддерживать в допустимых пределах все важнейшие параметры. Особенно это актуально в жаркое время года и тем более тогда, когда на перегруженных улицахпостоянные резкие изменения режимов делают работу двигателя особенно нагруженной, а длительная остановка для вынужденного охлаждения и устранения проблемы нежелательна или, вообще, невозможна. Многолетнее статистическое отслеживание эксплуатации автомобилей ваз 2109 показывает, что львиная доля отказов связанных с охлаждением, припадает на датчик включения вентилятора, который за все прошедшие годы так и не стал надежнее. Дело доходит до того, что даже при замене отказавшего датчика, приходиться искать, по-настоящему, исправное изделие среди нескольких совершенно новых датчиков. Впрочем, объяснение подобному положению кроется, возможно, в большом количестве некачественных подделок на современном рынке запасных частей.

Исходя из сказанного, становятся понятно, что минимальными сведениямио том, как устроен датчик включения вентилятора, где он находиться, как его проверить и как его, в конце концов, поменять должен обладать любой владелец ваз 2109.

Сам по себе датчик включения вентилятора имеет достаточно простую конструкцию. В основе его работы лежит способность измерительного элемента, в виде биметаллической пластины, деформироваться под воздействием высокой температуры и замыкать, при этом, соответствующие контакты (по сути, такой же принцип используется в работе любого современного утюга).Для различных модификаций двигателя датчик настроен на различную температуру, причем современные модели имеют два варианта срабатывания – для двух различных скоростей вентилятора. Такие измерители имеют несколько более высокую точность,и отличить их можно по наличию дополнительной пары контактов.

В случае возникновение подозрений на ненормальную работу вентилятора (он не включается при заведомо высокой температуре охлаждающейжидкости или, наоборот, включается сразу после запуска холодного двигателя) долго искать, где находится датчик включения вентилятора, не приходится – достаточно добраться до нижней части радиатора и тот элемент, от которого отходит два провода и есть искомый датчик. Конечно же, можно сразу выполнить его замену и в большинстве случаев проблема будет решена, однако торопиться все же не следует и для надежности результата рекомендуется выполнить несколько несложных проверок, позволяющих более точно определить истинную причину отказа системы охлаждения:

  • В случае если вентилятор невключается согласно штатной схемы работы рекомендуется попробовать перемкнуть между собой провода, идущие к датчику - если вентилятор включился и датчик при этом горячий, то причина проблемы заключается именно в нем. Если же в моментпроверки радиатор был горячий, а корпус датчика теплый, то дополнительно следует проверить состояние термостата и уровень охлаждающей жидкости;
  • При замыкании проводов датчика вентилятор не включается, и отсутствуют звук сработавшего реле- в данном случае следует проверить состояние предохранителя № 4 и исправность реле;

  • При замыкании проводов вентилятор не запускается, однако реле срабатывает нормально – необходимо проверить предохранитель №8;
  • Если вентилятор без особых причин запускается на холодном двигателе и не выключается длительное время, то в этом случае следует попробовать отсоединить от датчика один из проводов – если вентилятор остановился, то причина кроется, опять-таки, в датчике (залипание его контактов). Если же подобное действие результата не дало и вентилятор продолжает работать, то, скорее всего, залипли контакты управляющего реле.

Замена датчика включения вентилятора ваз 2109 выполняется очень просто и из инструмента для этого понадобиться только ключ на «30». Выполняется подобная технологическая операция в следующей последовательности:

  • Отключается зажигание;
  • Из бачка сливается охлаждающая жидкость;
  • От клеммной колодки датчика отсоединяются провода;

  • С помощью гаечного ключа, не прикладывая особых усилий, датчик выворачивается из посадочного гнезда.

Установка датчика производится в обратной последовательности.

Если новый датчик находиться под рукой, то на холодном двигателе можно попытаться заменить изделия не сливая предварительно охлаждающую жидкость. При быстром выполнении замены - потери жидкости будут минимальными.

Не секрет, что многие неполадки двигателя происходят из-за его перегревания. Во избежание перегрева в двигателях предусмотрена система охлаждения. Однако зачастую случаются ситуации, в которых естественное охлаждение не справляется со своей задачей. Для таких случаев в современных автомобилях предусмотрено использование привода вентилятора для охлаждения двигателя. Он включается при достижении двигателем определенной температуры и обеспечивает удобные условия для его работы, снижая также расходы топлива.

Однако у этой системы существует одно слабое звено и как показывает практика - это датчик включения вентилятора. Это достаточно простое устройство, термовыключатель с биметаллической пластинкой, деформирующуюся при достижении определенных температур и приводящую в действие вентилятор. Но так как его рабочая поверхность всегда контактирует с антифризом - сильной, агрессивной жидкостью, то контакты имеют свойство окисляться, вследствие чего датчик приходит в негодность. В результате этого вентилятор прекращает запускаться, что в свою очередь усложняет эксплуатацию автомобиля на малых скоростях или жаркой погоде.

Признаки неисправности

Датчик включения вентилятора неисправен, если наблюдается:

· Включение , но неравномерная работа вентилятора.

· Не происходит включение вентилятора вообще.

· Вентилятор запускается при очень высокой или наоборот, низкой температуре.

· Вентилятор все время включен и работает.

Наиболее вероятной причиной нарушений работы датчика является окисление контактов, из-за контакта с антифризом.

С чего начать, работает ли датчик

Для начала необходимо произвести диагностику работоспособности датчика. Это простая процедура, заключающаяся в замыкание проводов питания вентилятора при включенном зажигании. Возможен вариант поломки самого вентилятора, в этом случае он не включится. Если же вентилятор заработал, то проблема в датчике включения.

Замена датчика включения вентилятора - это достаточно простая вещь, но ее лучше доверить профессионалам из «Мистер Мотор».

Время выполнения работ

Время установки - в районе 1 часа .

Стоимость выполнения работ по замене или установке уточняйте у мастера-приемщика автосервиса.

На свой страх и риск вы должны сделать следующее: слить антифриз с радиатора, отключить провода питания датчика, а затем выкрутить датчик из корпуса радиатора. Затем установить новый датчик и произвести все действия в обратной последовательности. Перед установкой нового датчика, его необходимо проверить на работоспособность с помощью омметра - опустив датчик в воду, нагревать ее, до срабатывания датчика. Если датчик исправен, то после завершения действий, описанных выше, замену датчика можно считать оконченной.

Не шутите с огнем, запишитесь к нам и будьте спокойны за работу вашего автомобиля! Позвоните нам прямо сейчас.

Мы производим замену датчиков на всех автомобилей, приведенных в списке ниже:

Volkswagen Audi BMW
TRANSPORTER A3 1 series
TOURAN A4 3 series
TOUAREG A5 5 series
TIGUAN A6 7 series
SHARAN A7 X1
POLO A8 X3
PASSAT CC Q3 X5
PASSAT Q5 X6
GOLF Q7 Z4

Часто люди спрашивают, как проверить датчик включения вентилятора. Ведь при отказе вентилятора, в первую очередь, рекомендуется проверять именно его. Отказ датчика является самой частой неисправностью системы охлаждения.

Конечно, владельцы многих отечественных автомобилей могут спокойно приобрести другой датчик, благо стоит он копейки. И таким образом определить работоспособность стоявшего изначально. Но, владельцы иномарок такого себе позволить не могут, в их случае лучше определить исправность прибора, а после этого уже идти в магазин за новым, или продолжать поиски причины отказа вентилятора.

Как проверить датчик включения вентилятора? Чтобы ответить на этот вопрос нужно для начала определиться какие они бывают и как работают. Собственно, принцип работы довольно прост, в датчике имеется 2 контакта, а также биметаллическая пластинка. Она при нагревании расширяется и, замыкая контакты, подает ток на обмотку возбуждения двигателя вентилятора, включая его. Почти такой же принцип работы датчика системы охлаждения на инжекторе. Отличие только в том, что на инжекторах включение происходит через блок управления двигателем. Он собирает информацию с нескольких датчиков, и только тогда включает обдув радиатора.



На карбюраторных моделях датчики имеют четкую градацию по температуре срабатывания. Узнать в каких пределах работает датчик можно по маркировке на самом приборе, обычно это интервал цифр 97-92. Иногда, автолюбители, стремясь снизить порог включения вентилятора, специально подыскивали датчики с номиналом ниже стандартного. На инжекторах приборы стоят стандартные, включение там происходит, исходя из настроек блока управления.

Устанавливаться датчики могут в несколько мест. Наиболее распространенный вариант, это радиатор. Точнее в его нижней части. Так расположены датчики на всех карбюраторных моделях, а также на большей части инжекторов. Сейчас, все чаще можно встретить машины с датчиком включения вентилятора, встроенным в блок цилиндров, неподалеку от термостата. От остальных они отличаются только месторасположением.

Проверять работоспособность датчика можно несколькими способами. Некоторые из них отличаются на карбюраторных машинах и инжекторных. Поэтому, при проверке учитывайте эту разницу. Также, перед тем как проверять датчик, убедитесь в работоспособности предохранителя. Также проверьте цепь, питающую датчик и вентилятор.

Карбюраторные двигатели . В этом случае проверка максимально проста. Скидываем провода с разъема датчика. Включаем зажигание. Перемыкаем разъемы. Если вентилятор заработал, то однозначно поломался датчик его включения. Кстати, в таком случае, перемыкание разъемов позволит доехать до дома, и не перегреть двигатель даже летом. Только располагайте их так, чтобы контакты ненароком не коснулись корпуса, это вызовет замыкание.

Инжекторные . Во-первых, желательно провести компьютерную диагностику. В некоторых моделях автомобилей имеется отдельный код для датчика обдува радиатора. После проводится проверка на двигателе. Для этого достаточно снять разъем с термодатчика, при этом, блок управления перейдет в аварийный режим, и через 5-10 секунд запустит вентилятор. Это будет означать проблему в датчике, который передавал искаженные данные.




Проверка датчика


Термодатчик рассчитан на включение при определенной температуре. Но, это происходит далеко не всегда. Иногда он полностью отказывает, в некоторых случаях только частично, просто реагируя в других диапазонах. Для более точного диагноза необходимо проверить прибор дополнительно. Для этого вам понадобится вода в любой удобной посуде, термометр для жидкостей, тестер или лампочка с проводами. В зависимости от способа проверки может понадобиться аккумулятор.

Проверка тестером производится следующим образом. Датчик опускается в воду, причем нужно следить, чтобы он находился контактами вверх. В воду помещается термометр, и емкость начинают подогревать. К выводам присоединяют щупы тестера, его обязательно включают в режим проверки сопротивления. При невысокой температуре сопротивление должно стремиться к бесконечности. Вам следует уловить момент, когда прибор покажет сопротивление значительно меньше. Засеките в этот момент температуру.



Не самым страшным вариантом является срабатывание при температуре ниже номинала. Значительно хуже, когда прибор реагирует с опозданием. При отсутствии тестера, можно воспользоваться лампочкой. Для этого к датчику подключают аккумулятор, в одно плечо добавляют лампочку. Отмечают температуру, при которой включилась лампа.

Заключение . Исправность системы охлаждения автомобиля крайне важна. В случае неисправности есть риск серьезно повредить двигатель. Поэтому, знание, как проверить датчик включения вентилятора окажется для автолюбителя не лишним. Так вы сможете сэкономить не только деньги, но и время.


На многих современных моделях легковых автомобилей, например, "Жигули" ВАЗ-2103 - ВАЗ-2109, "Чайка" ГАЗ-14, "Волга" ГАЗ-3102, "Москвич" АЗЛК-2141, АЗЛК-21412, взамен обычного механического привода вентилятора в системе охлаждения двигателя применяют электровентилятор. Электрический привод вентилятора обеспечивает более благоприятные условия работы двигателя. В холодную погоду двигатель с электровентилятором прогревается значительно быстрее, а значит, существенно меньшее время работает при заведомо неоптимальном температурном режиме, для которого характерны не только увеличенный расход топлива и меньшая мощность, но и повышенное содержание вредных компонентов в отработавших газах.
Электровентилятор позволяет совершенно отказаться от принудительного охлаждения двигателя при большой скорости автомобиля, когда вполне достаточно естественного обду-вания двигателя встречным потоком воздуха.
В то же время, как показывает многолетняя практика эксплуатации автомобилей, оборудованных электровентилятором, слабым звеном системы охлаждения оказывается датчик включения электродвигателя вентилятора. При порче датчика электровентилятор перестает включаться и эксплуатация автомобиля становится крайне затруднительной, особенно в жаркий летний день и при низкой скорости транспортного потока, поскольку работающий двигатель очень быстро перегревается и закипает охлаждающая жидкость.
Как же поступить, если датчик вышел из строя, а приобрести новый не удается? Оказывается, электроника может выручить и в этом случае. Но прежде, чем перейти к описанию альтернативного варианта, следует кратко рассмотреть устройство и работу термомеханического датчика ТМ 108 (2103-3808800), устанавливаемого сейчас на большинство моделей отечественных автомобилей.
Датчик ТМ108 представляет собой биметаллический термовыключатель, контакты которого срабатывают при определенных значениях температуры, указанных на одной из боковых поверхностей шестигранного корпуса.
Датчик монтируют обычно на нижнем патрубке радиатора так, чтобы охлаждающая жидкость омывала его наконечник. Таким образом, датчик реагирует на температуру жидкости, выходящей из радиатора после охлаждения.
Датчик, применяемый на автомобилях АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412, включается (его термоконтакты замыкаются) при температуре 92°С, а выключается (контакты размыкаются) при 87°С. Поэтому на корпусе датчика нанесена маркировка "92-87°С". На таком же датчике автомобиля ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 стоит маркировка "99-94°С".
Термоконтакты SF1 датчика (Рис.1) управляют работой промежуточного электромагнитного реле К1, контакты К 1.1 которого включают электродвигатель Ml вентилятора. Как только температура жидкости, омывающей датчик SF1, повысится настолько, что его контакты замкнутся, сработает реле К1 и включит электродвигатель Ml вентилятора. Температура охлаждающей жидкости начнет уменьшаться. При нижнем температурном пороге контакты SF1 вновь разомкнутся, электродвигатель вентилятора выключится и температура жидкости начнет увеличиваться. Далее этот процесс циклически повторяется.
Поскольку контакты датчика коммутируют цепь обмотки реле, они подвержены значительной искровой эрозии, уменьшающей срок его службы. Эти контакты размещены внутри герметизированного корпуса датчика, из-за чего доступ к ним для ремонта невозможен. Значительно повысить долговечность контактов можно включением параллельно обмотке реле кремниевого диода VD1, сводящего искрение к минимуму.
Вышедший из строя датчик целесообразнее всего отключить, причем демонтировать его не рекомендуется. Часто он настолько сильно "прикипает" к своему посадочному месту, что попытка вывернуть приводит к порче радиатора и необходимости его замены.
Температура охлаждающей жидкости (антифриза) в двигателе с закрытой системой охлаждения не должна превышать 110...П5°С (иначе жидкость начнет кипеть, что недопустимо). О текущем значении температуры жидкости водителя информирует термометр на панели приборов, который работает в паре с датчиком температуры ТМ100-А.
Этот датчик выполнен на основе полупроводникового прибора - терморезистора, благодаря чему его надежность и долговечность значительно выше, чем ТМ108. Кроме того. датчик термометра размещают обычно на головке блока, поэтому его информация о температуре жидкости в системе охлаждения более достоверна. Все сказанное создает благоприятные предпосылки для использования дат-чика ТМ100-А не только для термометра, но и для управления электровентилятором.
Однако формируемый датчиком ТМ100-А электрический сигнал мало подходит для указанной цели. Основное препятствие состоит в том, что зависимость его сопротивления от температуры, как и у каждого терморезистора, аналоговая (гиперболическая функция). Для управления же электровентилятором требуется скачкообразно изменяющийся управляющий сигнал. Кроме того, в измерителе температуры датчик питается нестабилизированным напряжением бортовой сети, поэтому снимаемое с терморезистора выходное напряжение в значительной мере нестабильно.
Чтобы устранить перечисленные противоречия, можно использовать несложное электронное устройство (см. схему на рис.2), которое преобразует аналоговый сигнал датчика ТМ100-А в дискретный, пригодный для управления электродвигателем вентилятора. При хорошем качестве изготовления электронного устройства надежность работы вентилятора оказывается весьма высокой.
Основным узлом устройства служит ОУ DA1, на котором выполнен компаратор напряжения. Сигнал с датчика через резистор R1 поступает на входной делитель напряжения компаратора, собранный на резисторах R2-R4. Таким образом, сигнал датчика воздействует на неинвертирующий вход ОУ DA1. На другой - инвертирующий - вход ОУ напряжение поступает со второго делителя напряжения, выполненного на резисторах R5-R7. Он нужен для того, чтобы можно было установить пороговое значение напряжения, при котором компаратор переключается.
Цепь R9VD1 служит для создания гистерезиса при переключении компаратора, с тем чтобы включение электровентилятора происходило при более высокой температуре, чем выключение. Конденсаторы С1 и С2 защищают устройство от импульсных помех из бортовой сети. Для питания ОУ DA1 предусмотрен параметрический стабилизатор, выполненный на резисторе R10 и стабилитроне VD2.
Сигнал с выхода компаратора напряжения поступает на двуступенный усилитель мощности, собранный на транзисторах VT1, VT2. В коллекторную цепь транзистора VT2 включена обмотка реле, управляющего работой электродвигателя вентилятора. Диод VD3 защищает транзистор VT2 от ЭДС самоиндукции обмотки реле, которую подключают к контактам 1 и 3 разъема XI.
Пока жидкость в системе охлаждения двигателя прогрета слабо, напряжение на датчике ТМ100-А велико (близко к напряжению борт-сети автомобиля). Напряжение на неинвертирующем входе ОУ DA1 больше, чем на инвертирующем. Поэтому на выходе ОУ будет высокий уровень сигнала, транзистор VT1 открыт, а VT2 - закрыт. Такое состояние устройства соответствует разомкнутым термоконтактам датчика ТМ108. Диод VD1 закрыт и цепь R9VD1 практически не влияет на работу компаратора.
После того, как температура охлаждающей жидкости повысится до верхнего порога, напряжение на неинвертирующем входе ОУ DA1 станет ниже" чем на инвертирующем. Компаратор переключится, уровень сигнала на его выходе станет низким, транзистор VT1 закроется, а VT2 - откроется. Это равносильно замыканию термоконтактов датчика ТМ108.
После переключения компаратора диод VD1 открывается, поэтому напряжение на неинвертирующем входе ОУ становится еще меньше. Тем самым устраняется всякая возможность ложного обратного переключения компаратора до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения не будет уменьшена до нижнего порога в результате работы электровентилятора.
Поскольку на оба входа ОУ DA1 поступают сигналы с резистивных делителей, питающихся от общего нестабилизированного источника, работа устройства практически не зависит от колебаний напряжения в бортовой сети-автомобиля.
Электронное устройство собрано на печатной плате из фольгированногостеклотекстоли-та толщиной 1,5 мм. Чертеж платы показан на рис.3. На плате предусмотрено место для диода У04(КД105Б; на схеме не показан), предназначенного для защиты устройства от ошибочной смены полярности питающего напряжения при подключении к бортовой сети. Установочное место под микросхему DA1 рассчитано на монтаж ОУ и К140УД1 и КР140УД1.
Заметим, что в исходном варианте с датчиком ТМ108 нет возможности изменить температуру, поддерживаемую в системе охлаждения. Если датчик почему-либо срабатывает при значениях температуры, отличающихся от предусмотренных техническими условиями, то либо двигатель будет вынужден всегда работать при заниженной температуре, либо станет постоянной опасность закипания жидкости. Конечно же, и то, и другое крайне нежелательно.
Описанное выше электронное устройство позволяет очень просто корректировать требуемое значение температуры. Для этого нужно лишь подобрать резистор R6. В дальнейшем установленная температура охлаждающей жидкости будет поддерживаться автоматически и с высокой точностью.
Подобрать этот резистор лучше всего до установки устройства на автомобиль. Для этого потребуется аккуратно снять с двигателя датчик ТМ100-А вместе с указателем температуры воды. Дома их нужно соединить по стандартной электрической схеме, после чего подключить электронное устройство. В качестве источника питания следует использовать аккумуляторную батарею. Вместо реле К1 можно включить маломощную автомобильную лампу.
При подборке резистора R6 нужно исходить из того, что чем больше его сопротивление, тем при более высокой температуре будет срабатывать устройство. В стакан с водой погружают датчик, небольшой электрокипятильник и термометр. Кипятильник лучше всего питать через тиристорный регулятор мощности или через ЛАТР, иначе после закипания воды придется вручную периодически отключать кипятильник.
Пока вода в стакане холодная, лампа не светит. Когда же температура воды поднимется до закипания, лампа включается. Далее прекращают нагревание и дают воде остыть. После снижения температуры воды на несколько градусов (эта разница зависит от номинала резистора R9) лампа должна выключиться. Считывая показания термометра, можно легко установить, при каких значениях температуры это происходит.
Чтобы ускорить и упростить установку порогов, вместо резистора R6 (а при необходимости и вместо R9) следует временно установить переменный резистор несколько большего номинала. После того, как положение его движка будет подобрано, омметром измеряют его сопротивление и впаивают постоянный резистор наиболее близкого номинала.

В. БАННИКОВ, А. МАНОЙЛО, А. ВАРЮШИН
г. Москва
РАДИО №1.1993 г.