Яркость (светлота)

Яркость - это то, насколько светлым или тёмным является цвет.

  • Цвета с низким уровнем - темнее (они называются тёмными тонами).
  • Цвета с высоким уровнем - светлее (они называются светлыми тонами).

Хрома (насыщенность)

Хрома - это уровень насыщенности, то, насколько цвет яркий.

  • Цвета с низкой хромой выглядят выцветшими.
  • Цвета с высокой хромой выглядят яркими.

Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона, что полезно для маркетинга.

Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлоту и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда.

Labrecque , 2010, стр. 81

Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:


1.2. Почему мы предпочитаем определенные цвета

Любимый цвет большинства людей по всему миру - голубой. Но почему это так? И почему необычно предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего следуют такие вкусы?

Исследователи выдвигают три основных теории:

  • Биология или эволюция.
  • Теория гендерных схем.
  • Теория экологической валентности.

Биология или эволюция

Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.

Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-жёлтый - с солнцем и активностью.

Grossman & Wisenblit , 1999

Но почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый? Исследователи утверждают, что это различие следует из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling , 2007).

В те времена женщинам, чтобы найти еду, нужно было уметь видеть красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al. , 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин.

Способность к цветовому восприятию и в особенности возможность различать длину волны красного цвета могли иметь большее адаптивное значение для собирателей (то есть для женщин), чем для защитников запасов (то есть для мужчин), что привело к формированию современных визуальных пристрастий и предпочтений.

Alexander , 2003, стр. 11


Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.

Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо повлияла на то, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, большее доверие внушают две следующие теории.

Теория гендерных схем

Половая принадлежность также влияет на цветовые предпочтения.

Как только наши дети осознают свою половую принадлежность, они начинают активно искать в окружающем мире информацию, связанную со своим полом, и объединяют всё найденное в собственную развивающуюся концепцию пола.

LoBue & Deloache , 2011, стр. 658

Когда дети ещё маленькие, мы подкрепляем их гендерные стереотипы: одеваем мальчиков в голубую одежду, а девочек - в розовую. Дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина». Так как дети испытывают потребность соответствовать собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, а девочки - к розовому.

В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от семи месяцев до пяти лет), чтобы изучить, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.

Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё сильнее отстранялись от розового (LoBue & Deloache , 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они узнавали больше про свой пол.

Теория экологической валентности

Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения, но эти объяснения ограничены.

Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?

Дать ответ способна теория экологической валентности (Palmer & Schloss , 2010). Согласно этой теории, восприятие определённого цвета развивается на основе приобретаемого с течением времени эмоционального опыта, связанного с ним.

Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше он ему будет нравиться.

Palmer & Schloss , 2010, стр. 8878

Эта идея подкрепляется теорией условного рефлекса. В одной работе исследователь попарно расставил ручки разного цвета с приятной и неприятной музыкой. К концу эксперимента большинство испытуемых забирало с собой ручки того цвета, которые стояли в паре с приятной музыкой (Gorn , 1982).

Теория экологической валентности может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вспомните, как выглядят игрушки: мальчикам мы даём голубые, а девочкам - розовые.

С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.

1.3. Как цвета получают свои значения

Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как они приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой, а чёрный - с трауром? Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower , 1981).

В ней утверждается, что в нашем мозге существует ассоциативная сеть - сеть взаимосвязанных знаний.

Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того, что это:

  • Эмоция (например, счастье).
  • Чувственный опыт (например, запах океана).
  • Семантический смысл (например, понятие «пляж»).

Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.

К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими. Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги), а некоторые - слабее (поезда, радио, металл).


С течением вашей жизни ассоциативная сеть будет разрастаться. С каждым новоприобретённым опытом вы будете создавать новые узлы и новые связи или укреплять существующие.

Всё это замечательно, Ник. Но какое это имеет отношение к цвету?

Спасибо, что спросили.

В вашем мозгу имеются узлы для каждого цвета. Сталкиваясь с каким-то из них, вы каждый раз изменяете узел этого цвета в соответствии с новым опытом.

Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синим цветом.

Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету.

Эта ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении.

1.4. Почему у цветов разные значения

Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают каждому цвету определённое значение. Например:

  • Голубой - спокойный.
  • Чёрный - приземлённый.
  • Желтый - весёлый.
Эти ассоциации верны, и мы вернёмся к ним ниже, но цветовая психология не так проста.

У цветов нет одного значения, которое бы описывало их полностью. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Вот что они включают в себя:

Опыт

У разных людей с цветами связан разный опыт. И он зависит от того, какое значение конкретный человек вкладывает в цвет.

  • Чёрный. Работники ритуальных агентств испытывают сильную связь между чёрным и трауром. Если они увидят его в другом контексте, он затронет их восприятие смерти и грусти.
  • Жёлтый. У сиделок образуется более сильная, чем у других, ассоциация между этим цветом и мочой. Если они увидят его в другой ситуации, он вызовет у них чувство отвращения.
  • Белый. У тех, кто часто катается на лыжах, возникает стойкая ассоциация между белым и приятным возбуждением.

Думаю, вы поняли суть. Несмотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.


Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию, прежде чем выбрать цветовую схему: есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт с конкретным цветом? Если да, нужно решить, полезна вам эта ассоциация или вредна.

Культура

Значения цветов могут различаться в зависимости от той или иной культуры. Например, на Западе любимый цвет большинства - голубой (Valdez & Mehrabian , 1994). Но это неприменимо к жителям Восточной Азии, там ситуация прямо противоположная.

Главный и основной американский цвет, голубой, считается в Восточной Азии холодным и ассоциируется со злом, а также с дурным поведением.

Schmitt , 1995, стр. 33

В этой заметке не будут учтены все культурные различия - я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире.

Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем продавать продукт или начинать маркетинговые кампании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение в тех или иных культурах.

Контекст

Цвета могут иметь разные значения в зависимости от контекста.

Контекст помогает определить, какие из связанных узлов в сети активны. Чёрные кухонные приборы, скорее всего, не запустят цепь ассоциаций, связанных с трауром, потому как посудомойки не имеют прямой связи с похоронными ритуалами.

Labrecque , 2010, стр. 20

В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений красный способен вызвать страсть. Именно поэтому на сайтах знакомств мужчины, одетые на фото в красное, кажутся женщинам более привлекательными (Elliot et al. , 2010).


Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем - частично из-за того, что многие учителя используют ручки этого цвета для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия этого цвета (Elliot et al. , 2007).

Прошлый опыт, культура и контекст - часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на это, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.

1.5. Что означает каждый цвет

Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Они были составлены на основе нескольких научных исследований.

В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал испытуемым логотип, выполненный в разных цветах, и попросил их дать ему оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.

Ради ясности я вырезал цитаты, но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, то вы можете обратиться к таблице 3.2 в работе Labrecque (2010).

Эти ассоциации акцентируются на тонах, но все-таки они принижают значение светлоты и хромы, которые порой обладают большим эффектом, чем тон.

Светлота и насыщенность производили более значительный эффект на эмоции, чем тон... к текстам, описывающим ранние эксперименты, которые изучали и определяли только особенности тонов, стоит относиться скептически.

Rider , 2009, стр. 7

Так что не стоит полностью полагаться на информацию из таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях материала.

Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но как и почему они влияют на наше восприятие и поведение?

Как пишет Crowley (1993), цвет способен вызывать две реакции: возбуждение и оценку.

Возбуждение

Возбуждение - это психологическое состояние, для которого характерно повышение адреналина, кровяного давления и скорости сердцебиения. Человек чувствует себя более активным.

Множество исследований показало, что тёплые цвета повышают возбуждение. Например, Crowley (1993) обнаружил существование U-образного отношения между возбуждением и длиной цветовой волны:

Когда вам встречаются тёплые цвета (красный, оранжевый), вы испытываете немедленную биологическую реакцию. У вас повышается уровень адреналина, давление тоже повышается. Вы испытываете сильную стимуляцию.

Механизм работает и в обратную сторону: если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы, включая те, что относятся к страсти и романтике. Женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе.


Для тех, кому интересно более подробное объяснение этого механизма, я записал короткое видео:

Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может вызвать тот же эффект, что и его визуальное восприятие.

В одном исследовании у испытуемых при размышлениях о жёлтом цвете происходили те же неврологические изменения (активация левой веретенообразной извилины), что и при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al., 2007).


То есть люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «жёлтый»), могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al. , 2009).

Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета и его субъективное восприятие основываются на эмоциональном и семантическом значении, которое ассоциируется с этим цветом.

Нам всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился: какие факторы влияют на нашу оценку цвета.

1.7. Что делает цвет «хорошим»

Люди рассматривают три основных фактора при оценке цвета:

  • Уместность.
  • Эстетика.
  • Значение.

Уместность

Маркетологи зачастую выбирают цвета, основываясь на предпочтениях людей. Зачастую это неправильный подход. Вам необходимо понять уместность цвета.

Например, большинство людей предпочитают голубой цвет коричневому. Но, предположим, что вы покупаете стол. Большинство людей выберут коричневый, так как он выглядит уместным.

Люди зачастую выбирают цвет для стен в своём доме, основываясь на том, какие эмоции они хотят испытывать в каждой отдельной комнате (Schloss, Strauss , 2012).

Говоря о семантическом значении, стоит обратиться к исследованию Kauppinen-Raisanen and Luomala (2010). Они попросили людей оценить лекарства от боли в красной упаковке. Комментарии продемонстрировали концентрацию людей на семантическом значении:

  • «Если у вас головная боль и вам нужно то, что её снимет, вы не захотите наткнуться на напоминание о крови».
  • «Если вам нужно что-то проглотить, то красный цвет слишком жгуч. Его будет неприятно ощущать в своём горле».

Эстетика

Этот материал сфокусирован на ассоциациях и значениях цвета, но нельзя игнорировать эстетику. Никогда не выбирайте цвет, основываясь исключительно на его эмоциональном и семантическом значении. В конце концов, ваш продукт или дизайн должен быть привлекательным.

Эстетически привлекательный дизайн может:

  • Повлиять на выбор бренда (Bloch, Brunel & Arnold , 2003).
  • Привлечь больше внимания (Stoll, Baecke & Kenning , 2008).
  • Повысить лояльность к бренду (Cyr, Head & Ivanov , 2006).
  • Сделать дизайн удобнее (Tractinsky, Katz & Ikar , 2000).
  • Усилить правдивость восприятия (Robin & Holmes , 2008).

Вот почему цветовая психология никогда не будет шаблонной наукой, и это правильно.

Значение

Третий фактор - это значение. И он включает в себя две составляющих: социальную и функциональную.

Если речь идёт о социальном значении, нужно задать вопрос: удобен ли ваш цвет с точки зрения общества? Например, определённые стили одежды могут быть в моде - из-за этого они имеют большую социальную значимость.

Функциональное значение отвечает на вопрос, удобен ли ваш цвет с практической точки зрения. Например, на серебряных машинах не видно пыли и царапин, в то время как на чёрных машинах пыль и царапины виднее, и этот цвет имеет меньшее функциональное значение.

Резюме

Теперь, когда вы познакомились с теорией и научными знаниями о восприятии цвета, цветовая модель Коленды должна стать яснее.


Вы можете обращаться к ней, когда нужно будет вспомнить, как именно потенциальные клиенты воспринимают ваш выбор цветов. И всё же эта модель не говорит, какие именно цвета вам помогут. Об этом речь пойдёт во второй части.

Часть 2. Применение в маркетинге

В этой части я собираюсь объяснить содержание таблицы, представленной в начале материала. Я разберу все её элементы, чтобы вы понимали, как выбирать лучшие цвета для разных маркетинговых целей.

2.1. Уровень возбуждения


Ранее я писал, что холодные цвета снижают уровень возбуждения, а тёплые - повышают. Но когда нужно его повышать, а когда - снижать?

Низкое возбуждение (релаксация)

Когда вы расслаблены, время идёт быстрее.

Всё, что повышает ощущение расслабленности в процессе ожидания, увеличивает скорость течения времени. Иначе говоря, ощущение тревоги или напряженности ведёт к замедлению восприятия скорости времени.

Gorn et al. , 2004, стр. 215

К примеру, люди, которые боялись пауков, сообщили, что в присутствии этого насекомого время шло медленнее (Watts & Sharrock , 1984). В другом исследовании люди сказали, что продолжительность времени была больше, когда они смотрели в глаза сердитому человеку (Thayer & Schiff , 1975).

Эта разница в восприятии времени происходит из-за наличия у людей внутренних часов.

Стресс или тревога могут ускорить внутренние часы человека (по этим часам пройдёт больше времени, чем на самом деле), поэтому ему будет казаться, будто время идёт медленно.

Valdez & Mehrabian , 1994, стр. 216

Из-за этого эффекта холодные цвета уменьшают время загрузки вебсайта в нашем восприятии (Gorn et al. , 2004).


Этот эффект можно также применить к поведению во время шопинга. Холодные цвета действуют расслабляюще, поэтому людям хочется потратить на совершение покупки больше времени. Ещё они уменьшают время ожидания на этапе оплаты.

Униформа кассиров может влиять на ощущение того, насколько просто и быстро проходит процесс покупки… таким магазинам, как Target с их насыщенной красной атмосферой в зоне касс, возможно, стоит изменить выбор цветов в оформлении интерьера.

Labrecque , 2010, стр. 30

Сильное возбуждение (волнение)

Слабое возбуждение может ускорить течение времени. Но сильное возбуждение может стимулировать к действию, например, к импульсивным покупкам.

Активный клиент охотнее совершит импульсивную покупку. Для этой ситуации больше подходят активизирующие нас цвета, такие как красный и синий, в то время как умеренных цветовых волн, например, зелёной, стоит избегать.

Crowley , 1993, стр. 67

Возбуждение усиливает импульсивность, так как оно подавляет кортикальную деятельность (Walley & Weiden , 1973). Люди тратят меньше времени на обдумывание и обсуждение, следовательно, повышается вероятность того, что они будут действовать сейчас (например, совершать спонтанные покупки).

Итак, если вы хотите, чтобы кто-то принял немедленное решение, повысьте его возбуждение с помощью тёплых цветов.


2.2. Тип ментальной обработки


Так как возбуждение подавляет рациональное мышление, вы можете использовать это знание в маркетинге и в других случаях.

В основном мы обрабатываем информацию двумя способами:

  • Эвристическая обработка - быстрый и простой анализ.
  • Систематическая обработка - сложный и рациональный анализ.
Если ваши аргументы слабы, то вам нужно, чтобы люди пользовались эвристической обработкой. В таком случае используйте теплые цвета, чтобы повысить возбуждение и снизить влияние кортикальной деятельности. Если вы убедительны, то вам нужно, чтобы люди использовали систематическую обработку - используйте холодные цвета, чтобы снизить их возбуждение.


2.3. Технология продаж

Цвета играют роль в двух разных способах продаж: в аукционе и в случае, когда стороны торгуются.

Аукционы

В одной работе исследователи проанализировали фоновые цвета аукционов eBay. Они обнаружили, что красный фон генерировал больший доход (Bagchi & Cheema , 2013), причем это связано с возбуждением, потому что оно провоцирует агрессию. Она влияет на людей, и они стараются перебить ставки конкурентов.

В ситуациях, когда клиенты соперничают друг с другом, чтобы купить редкий товар или продукт лимитированной серии, фирмы могут повысить желание платить, воздействуя на клиентов с помощью контраста красных и синих фонов.

Bagchi & Cheema, 2013, стр. 956

Торги

Если вы реализуете продукцию, торгуясь, то вам будут нужны противоположные цвета. Понизить агрессивность клиентов помогут холодные цвета.

На ситуацию могут повлиять даже такие мелочи, как одежда. Исследователи проанализировали данные по пенальти в НФЛ и НХЛ и обнаружили, что команды в чёрной форме получали больше пенальти (Frank & Gilovich , 1988). Может быть, получив эту информацию, вы захотите надеть что-то голубое на ваше следующее собеседование.

Узнать больше о тактиках продаж можно в моем материале .

2.4. Образ бренда

Большинство маркетологов используют цвета для выражения характера их бренда.

Данная таблица основана на исследовании от Aaker (1997), который выделил пять основных характеристик, передающих имидж марки:

  • Компетентность (например, The Economist).
  • Азарт (например, Spartan Race).
  • Стабильность (например, Wrangler jeans).
  • Искренность (например, Hallmark).
  • Утончённость (например, Apple).

Но что, если вам нужно передать более специфические черты?

Я составил ещё одну таблицу, выделяющую более узкие аспекты, основываясь на их практичности.


2.5. Поставленная цель


В зависимости от ситуации, вы часто будете стремиться к определённому результату. Цвет может помочь добиться трёх разных целей: получения внимания, какого-то действия или «лайка».

Внимание

Временами вам необходимо заполучить внимание людей.

  • Будет ли ваш продукт выделяться при розничной продаже?
  • Заметят ли люди ваше изображение в социальных сетях?
  • Заметят ли люди кнопку CTA на вашей странице?

2.6. Тип продукта


Каков тип вашего продукта?

  • Утилитарный продукт, приносит функциональную пользу.
  • Гедонический продукт, приносит социальную или чувственную пользу.

Исследователи из Bottomley and Doyle (2006) протестировали роль цвета для этих продуктовых видов. Они провели опрос, чтобы узнать, какие цвета у людей ассоциируются с функциональной и социально-чувственной пользой.

Вот что они обнаружили:

  • Функциональные цвета: серый, чёрный, голубой, зелёный.
  • Социально-чувственные цвета: красный, жёлтый, розовый, фиолетовый.

В этом исследовании люди испытывали больше симпатии к продукту, когда цвета соответствовали ему. Функциональные цвета усиливали симпатию к утилитарным продуктам, а социально-чувственные - к гедоническим.


2.7. Оформление сообщения

  • Профилактика: возникновение каких проблем может предотвратить ваш продукт.
  • Польза: какую пользу принесёт ваш продукт.

Определённые цвета могут повысить эффективность этих схем. Как я объяснял в статье о рекламе, мы обычно ассоциируем красный с предостережением.


Из-за этой ассоциации красный активирует механизм настороженности. Когда люди видя его, распознают проблемы быстрее.

С другой стороны, голубой активирует сознание сближения.

Так как голубой обычно ассоциируется с открытостью, миром и спокойствием, он активирует мотивацию cближения, потому что эта ассоциация является сигналом благоприятной обстановки.

Mehta & Zhu , 2009, стр. 1

Часть 3. Обобщение

3.1 Как использовать модель

Пройдёмся по примерам, используя большую таблицу, которую я показал вам в начале статьи.

Предположим, что вы используете схему с акцентом на пользе для продажи утилитарного продукта для мужчин. Вы можете выполнить следующие действия:

Шаг 1. Выделить все строки, подходящие под вашу ситуацию.

(В качестве примера строки отмечены коричневым цветом.)


Изображение - это просто выдержка из полной таблицы. Вы также можете отметить строки в других секциях. Но если целая секция не имеет для вас значения, вы можете её пропустить.

Шаг 2. Под каждой колонкой напишите итоговое количество выделенных отметок:


Шаг 3: Обратите внимание на цвета с наибольшим итоговым числом:


Используйте эти наивысшие оценки для выбора цвета. Но что, если вам надо выбрать несколько цветов? Давайте взглянем на ряд факторов.

3.2 Сколько цветов нужно выбрать

Итоговое количество цветов также может нести в себе семантическое значение. Ответ зависит от двух факторов:

  • Тип продукта.
  • Количество контента.

Тип продукта

Во-первых, вы должны понять, утилитарный ваш продукт или гедонический.

Небольшое количество цветов несёт утилитарное и серьёзное значение, в то время как большое разнообразие оттенков - гедоническое и весёлое значение (Bottomley & Doyle , 2006).

Я думаю, что большое количество цветов может быть даже неуютно-жутковатым.

В целом, стоит следовать этому выводу:

  • Выбирайте меньшее количество цветов для серьёзных по своей природе продуктов.
  • Выбирайте большее количество цветов для несерьёзных по своей природе продуктов.

Количество контента

Мы все обладаем ограниченными ресурсами для обработки информации. Поэтому вам стоит подумать, какое количество контента будет бороться за получение внимания зрителя.

Для восприятия цвета также требуются обрабатывающие ресурсы. Так что если ваша реклама содержит много контента и много цветов, дизайн становится перенасыщенным. Исследования позволяют сделать вывод, что у людей в таком случае, вероятно, сформируется худшее мнение о вашем продукте.

Также стоит задуматься об использовании монохромной цветовой схемы, когда вы выбираете цвета для одного плана, так как вариации похожи между собой (см. предыдущую секцию).

Схожие цвета (аналоговая схема)

Цветовая схема с использованием схожих тонов, расположенных близко друг к другу на цветовом круге:

Применение схемы с использованием аналогичных цветов может повысить вероятность восприятия дизайна как гармоничного из-за тонального сходства.

Триада

Триадные цветовые схемы используют три цвета, расположенные на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.


Эта цветовая схема, возможно, самая популярная.

Триадная цветовая гармония считается лучшей цветовой схемой. Вы можете использовать один цвет для фона, а оставшиеся два - для контента и выделенных областей.

Kissmetrics

Контрастная (комплиментарная) схема

Она использует цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге:


Такие цвета более контрастны, так как находятся на противоположных сторонах цветового круга. Если вы хотите повысить контраст между передним планом и фоном, используйте добавочные цвета. Вы можете использовать их, если нужно привлечь внимание к определённому элементу (например, к CTA-кнопке). Используя цвета, контрастирующие с окружающим контентом, вы естественным образом выделяете объект.

Чтобы вам было проще объединить всю полученную информацию, можно воспользоваться таблицей ниже:


Резюме

Психология цвета - потрясающая тема, но её всё ещё омрачает масса неточностей. Уверен, что и в этой статье они есть - но надеюсь, что всё же это был шаг в правильном направлении. Прежде чем мы попрощаемся, хочу отметить основные выводы.

Психология цвета - это наука

Маркетологи зачастую выбирают цвета произвольно, но вы больше не будете так делать. Теперь, поняв науку о цвете, вы можете стратегически анализировать свой выбор.

Значение и практические способы применения различных цветов в электронной коммерции.

Вашему вниманию предлагается наиболее всеобъемлющий ресурс посвящённый цветовой психологии.

Если вас интересуют только значения цветов, вы можете перейти . Но, надо отметить, что эта статья рассказывает о цветовой психологии гораздо более детально, так как помимо прочего в ней представлены разнообразные способы применения значений представленных .

До сих пор многие люди несправедливо считают большую часть доступной нам информации о цвете ненаучной. Чтобы развеять это заблуждение я изучил 50 академических исследований посвящённых цвету. В них я натолкнулся на довольно любопытные и заслуживающие доверия выводы.

Эта статья является компиляцией этих выводов. Я подвёл итоги своего изучения в представленной ниже таблице. В следующий раз, когда вам нужно будет выбрать цвет, для принятия решения вы сможете воспользоваться этой схемой.


Но эта обобщаяющая таблица даёт лишь поверхностные данные. Остальную информацию можно разделить на три части .

В части 1 «Психология цвета» вы узнаете о научных исследованиях и теориях о цвете:

Эта информация теоретическая, но она призвана заложить базу для практических советов, которые будут даны в двух следующих частях.

В части 2 «Применение в маркетинге» вы узнаете, как использовать цветовую психологию в маркетинге. Я объясню смысл каждого раздела из приведённой выше таблицы, так что вам будет ясно, как именно можно задействовать правильный цвет в определённой ситуации:

В части 3 «Обобщение» вы узнаете, как правильно объединить информацию из предыдущих частей воедино:

1 «Психология цвета»

Цвет повсюду.

Откройте ваши глаза и взгляните на то, как всё вокруг вас имеет цвет — синий, красный, желтый, зелёный — этот список бесконечен. Мы окружены цветом.

При наличии столь всеобъемлющей темы должно существовать огромное количество исследований, верно? Не совсем.

Я искал «цветовую психологию» в Google Scholar, и система выдала 2,480 исследований. Чтобы продемонстрировать вам значение этой цифры, я вбил в поиске другие запросы...


Как вы можете видеть, «психология цвета» находится на одном уровне с «мужским бельём».

(Нам не стоит обращать на это внимание? Да, лучше не обращать.)

Пролистав несколько доступных исследований, я сформировал модель, отражающую психологические эффекты, возникающие в связи с влиянием цвета на человека. Я назвал её (к сожалению, я пошел по нарциссическому пути выбора наименования).

Эта модель описывает то, как мы оцениваем цвет. Вы можете пока не понимать её компоненты. Но в данной статье будут постепенно рассмотрены все части этой модели.


К концу первой части вы поймёте значение всех частей модели.

1.1 Что такое компоненты цвета?

Для того, чтобы понимать базу представленной модели, вам потребуется понять суть компонентов, составляющих визуальный характер цвета.

Например, тут все эти цвета — синие:


Но все они выглядят по-разному. Почему это так?

Согласно системе Манселла (Munsell, 1912) цвета включают в себя три составляющих:

    Цветовой тон.

    Яркость (светлота).

    Хрома (насыщенность).

Цветовой тон

Цветовой тон (оттенок) — это общее название цвета.



Большинство маркетологов полностью сфокусировано на цветовых тонах. И в этом их ошибка. Исследования показывают, что и другие составляющие цвета (яркость и хрома) играют большую роль в эмоциональном воздействии (Suk & Irtel, 2009).

Яркость (светлота)

Яркость — это уровень светлоты. Насколько светлым или тёмным является цвет?

    Цвета с низким уровнем темнее (они называются «тёмными тонами»).

    Цвета с высоким уровнем светлее (они называются «светлыми тонами»).


Хрома (насыщенность)

Хрома (насыщенность) — это уровень насыщенности. Насколько цвет яркий?

    Цвета с низким хрома выглядят выцветшими .

    Цвета с высоким хрома выглядят яркими .



Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона — что полезно для маркетинга:

«Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлота и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда.» (Labrecque, 2010 , стр. 81)

Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:


1.2 Почему мы предпочитаем определённые цвета?

Голубой является «любимым цветом» большинства людей по всему миру (Valdez & Mehrabian, 1994 , pdf). Но почему это так? И почему это необычно — предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего проистекают такие взгляды?

Исследователи выдвигают три основных теории :

  1. Биология / Эволюция.
  2. Теория гендерных схем.
  3. Теория экологической валентности.

Биология / Эволюция

Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.

«Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-желтый с солнцем и активностью.» .



Вот почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый: исследователи утверждают, что это различие происходит из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling, 2007).

В те времена женщины занимались собирательством. Чтобы найти еду, им было необходимо отличать красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al., 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин:

«...способность к цветовому восприятию и, в особенности, возможность различать длину волны красного цвета, могла иметь большее адаптивное значение для собирателей (то есть для женщин), чем для защитников запасов (то есть для мужчин), что привело к формированию современных визуальных пристрастий и предпочтений.».




Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.

Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо играет роль в том, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, две следующие теории дают объяснение, внушающее большее доверие.

Теория гендерных схем

Половая принадлежность так же влияет на цветовые предпочтения. Почему? Теория гендерных схем объясняет это:

«...как только наши дети начинают осознавать свою половую принадлежность, они начинают активно искать в окружающем мире информацию, связанную со своим полом, и объединяют всё найденное в их собственную развивающуюся концепцию пола».

Когда наши дети молоды, мы подкрепляем их гендерные стереотипы.

    Мы одеваем мальчиков в голубую одежду .

    Мы одеваем девочек в розовую одежду .

В таком случае дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина».



Так как дети испытывают потребность в соответствии собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, в то время как девочки — к розовому.

В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от 7 месяцев до 5 лет). Они хотели изучить то, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.

Каков же результат? Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё больше и больше отстранялись от розового (LoBue & Deloache, 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они всё больше узнавали про свой пол.

Теория экологической валентности

Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения. Но эти объяснения ограничены.

Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?

Теория экологической валентности способна объяснить эти различия (Palmer & Schloss, 2010). Следуя этой теории, наше восприятие определённого цвета развивается, основываясь на приобретаемом с течением времени эмоциональном опыте, связанном с этим цветом.

«Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше ему будет нравиться этот цвет.».

Теория экологической валентности так же может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вместо того, чтобы думать об этом вопросе в контексте детской одежды, думайте о том, как выглядят игрушки:

    Мы даём голубые игрушки мальчикам .

    Мы даём розовые игрушки девочкам .



С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. У мальчиков они связаны с синим цветом, а у девочек — с розовым. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.

1.3 Как цвета получают свои значения?

Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как цвета приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой? И почему черный связываем с трауром?

Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower, 1981).

Согласно этой теории в нашем мозге существует ассоциативная сеть — сеть взаимосвязанных знаний.


Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того что это:

    Эмоция (например, счастье).

    Чувственный опыт (например, запах океана).

    Семантический смысл (например, понятие «пляж»).

Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.

К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими:

    Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги).

    Некоторые — слабее (в их числе поезда, радио, металл).



С течением вашей жизни ваша ассоциативная сеть будет разрастаться. С каждым новоприобретённым опытом вы (a) будете создавать новые узлы, (b) создавать новые связи или укреплять существующие связи.

Это всё замечательно, Ник. Но какое отношение это имеет к цвету?

Спасибо, что спросили.

В вашем мозгу имеются узелы для каждого цвета. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с цветом, вы изменяете узел этого цвета в соответствии с вашим опытом.

Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синий цветом:


Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету .

Эта новая ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении. Как? Мы ещё вернёмся к ответу на этот вопрос, так что запомните описанную концепцию.

1.4 Почему у цветов разные значения?

Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают определённое значение определённым цветам.

Например:

Голубой спокойный .
Чёрный приземлённый .
Желтый весёлый .

Не поймите меня неверно — эти ассоциации верны. И мы вернёмся к этим трактовкам ниже. Но цветовая психология не так проста.

У цветов нет одного, полностью описывающего их значения. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу, значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Так каковы же эти факторы? Они включают...

Опыт

У разных людей с цветами связан разный опыт. И он может сказываться на том, какое значение человек вкладывает в цвет:

Вот почему цвета могут иметь разное значение, в зависимости от человека:

    Чёрный : Работники ритуальные агентств испытывают более сильную связь между чёрным и трауром. Если они увидят чёрный цвет в другом контексте, он затронет их восприятие смерти и грусти.

    Жёлтый : У сиделок образуется более сильная ассоциация между желтым цветом и мочой. Если они увидят этот цвет в другой ситуации, он вызовет у них чувство отвращения.

    Белый : У тех, кто часто катается на лыжах, возникает более сильная ассоциация между белым и приятным возбуждением.

Думаю, вы поняли суть идеи.

Не смотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.



Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию прежде чем выбрать цветовую схему. Есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт встреч с конкретным цветом? Если таковой имеется, то надо решить полезна вам эта ассоциация или вредна?

Культура

Значения так же могут быть различаться, в зависимости от культуры их происхождения. Например, в западной культуре любимый цвет большинства людей — голубой (Valdez & Mehrabian, 1994). Но это не применимо к жителям Восточной Азии. Ситуация в этом регионе прямо противоположная:

«...Главный и основной американский цвет, голубой, считается в Восточной Азии холодным и ассоциируется со злом, а так же с дурным поведением.».

В этой статье не будут учтены все культурные различия (я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире).

Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем (a) продавать ваш продукт или (b) начинать маркетинговые компании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение тех или иных культурах.

Контекст

Цвета могут нести в себе различные значения, зависящие от контекста.

«...контекст помогает определить какие из связанных узлов в сети активны... Чёрные кухонные приборы скорее всего не запустят цепь ассоциаций, связанных с трауром, потому как посудомойки не имеют прямой связи с похоронными ритуалами.».

В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений, красный способен вызвать чувства страсти и притягательности. Именно поэтому на сайтах знакомств женщины находят мужчин, которые были изображены на фото в красном, более привлекательными (Elliot et al., 2010).



Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем — частично из-за того, что многие учителя используют красные ручки для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия красного цвета (Elliot et al., 2007).

Прошлый опыт, культура и контекст это часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на эти разнообразные факторы, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.

1.5 Что значит каждый цвет?

Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Значения, представленные в ней, были составлены на основе нескольких научных исследований.

Как учёные выявляют эти значения?

В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал участникам исследования логотип, выполненный в разных цветах. Людей попросили дать логотипу оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.



Я вырезал цитаты ради ясности. Но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, вы можете обратиться к таблице 3.2 в работе Labrecque (2010) .



Я хотел включить эту таблицу сюда, так как кто-то из вас будет искать именно эту информацию. Тем не менее, не придавайте ей слишком большого значения.

Эти ассоциации акцентируются на тонах, но они принижают значение светлоты и хромы. И это ошибка. Как я уже говорил, время от времени светлота и хрома обладают большим эффектом, чем тон:

«...светлота и насыщенность производили более значительный эффект на эмоции, чем тон... к текстам, описывающие ранние эксперименты, которые изучали и определяли только особенности тонов, стоит относиться скептически.».

Так что, не стоит полностью полагаться на информацию из этой таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях этой статьи. В них задействованы светлота и хрома, поэтому представленная информация является более точной.

1.6 Почему цвет влияет на нас?

Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но почему (и как) цвета влияют на наше восприятие и поведение?

Это один механизм. Но он работает и в обратную сторону.

Если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы — включая её узлы страсти и романтики.


Как только активизируется узел «романтики», женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе. Поэтому они оценивают фотографию мужчины как более привлекательную .

Я знаю, я необъективен, но я думаю, что механизм распространения активности является одой из самых любопытных концепцией в психологии. Если вам интересно более подробное объяснение этого механизма, то я записал это короткое видео:

Но говоря о цветовой психологии, важно понимать лежащую в основе концепцию. Большинство людей считают, что визуальная природа цвета важна. Но суть не в этом. Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может произвести тот же эффект, что и визуальное восприятие этого цвета.

В одном исследовании, при размышлениях о желтом цвете происходили те же неврологические изменения — активация левой веретенообразной извилины — которые происходили при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al., 2007).



Это значит, что люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «желтый») могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al., 2009).

Если вы поняли принцип работы механизма распространения активности, этот вывод будет иметь смысл. Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета (и его субъективное восприятие) основывается на эмоциональном и семантическом значении, ассоциируемом с этим цветом.

Тем не менее, всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился. Какие факторы влияют на нашу оценку цвета? Другими словами, что формирует позитивную или негативную оценку? Мы обсудим эти факторы далее.

1.7 Что делает цвет «хорошим»?

Итак, как люди оценивают цвет? Они рассматривают три основных фактора:

    Уместность.

    Эстетика.

    Значение.

Уместность

Маркетологи зачастую выбирают цвета, основываясь на предпочтениях — то есть, цвета, которые нравятся людям. Тем не менее, это зачастую неправильный подход. Вам необходимо понять уместность цвета .

Например, большинство людей предпочитают голубой цвет коричневому. Но, предположим, что вы покупаете стол. Какого цвета стол вы бы хотели? Большинство людей выберут коричневый, так как он выглядит более уместным.



Цвета должны быть уместны с двух точек зрения: эмоционального и семантического значения .

Например, люди зачастую выбирают цвет для стен в своём доме основываясь на том, какие эмоции они хотят испытывать в каждой комнате (Schloss, Strauss, & 2012).

Говоря о семантическом значении , стоит обратиться к исследованию Kauppinen-Raisanen and Luomala (2010) . Они попросили людей оценить лекарства от боли в красной упаковке. Комментарии продемонстрировали концентрацию людей на семантическом значении:

    «Если у вас головная боль и вам нужно что-то, что её снимет и вылечит вас, тогда вы не захотите наткнуться на что-то, что напоминает о крови».

    «Если вам нужно проглотить что-то, то красный цвет слишком жгуч. Его будет неприятно ощущать в своём горле».

Эстетика

Эта статья сфокусирована на ассоциациях и значениях цвета. Но нельзя игнорировать эстетику.

Никогда не выбирайте цвет основываясь исключительно на его эмоциональном и семантическом значении. В конце концов, ваш продукт или дизайн должен быть привлекательным .

Эстетически привлекательный дизайн может...

Вот почему цветовая психология никогда не будет шаблонной наукой и это правильно.

Значение

Третий фактор — это значение. И он включает в себя две составляющих: социальную и функциональную .

Если речь идёт о социальном значении , то это вопрос — удобен ли ваш цвет с точки зрения общества? Например, определённые стили одежды являются «модными» (и из-за этого имеют большую социальную значимость).

К счастью, я известен своим знанием модных трендов:


Говоря о функциональном значении — это вопрос удобен ли ваш цвет с практической точки зрения?

Например, на серебряных машинах не видно пыли и царапин. Поэтому серебреный цвет будет обладать большим функциональным значением. В то же время, так как на чёрных машинах пыль и царапины виднее, этот цвет будет иметь меньшее функциональное значение.

Резюме

Теперь, когда вы познакомились с теорией и научными знаниями о восприятии цвета, цветовая модель Коленды должна стать более ясной.



Вы можете обращаться к этой модели, когда вам нужно вспомнить, как именно потенциальные клиенты воспринимают ваш выбор цветов.

И всё же, эта модель не говорит какие именно цвета помогут вам. Речь об этом пойдёт во второй части.

2 «Применение в маркетинге»

В предыдущей части, я шел по пути восприятия цвета.

В этой части я собираюсь объяснить содержание таблицы, представленной в начале статьи. Я разберу все её элементы, чтобы вы понимали, как выбирать наилучшие цвета для разных маркетинговых целей.

2.1 Уровень возбуждения



Ранее я описывал то, как цвета влияют на возбуждение:

    Холодные цвета снижают уровень возбуждения.

    Тёплые цвета повышают уровень возбуждения.

Но когда нужно его повышать, а когда снижать? Следующий параграф ответит на данный вопрос.

Низкое возбуждение (релаксация)

Когда вы расслаблены время идёт быстрее:

"Всё, что повышает ощущение расслабленности в процессе ожидания, увеличивает скорость течения времени; иначе говоря, ощущение тревоги или напряженности ведет к замедлению восприятия скорости времени.».

К примеру, люди, которые боялись пауков, сообщили, о том, что в присутствии паука продолжительность времени была больше (Watts & Sharrock, 1984). В другом исследовании люди сказали, что продолжительность времени была больше, когда у них был зрительный контакт с сердитым человеком (Thayer & Schiff, 1975).

Эта разница в восприятии времени происходит из-за наличия у людей внутренних часов:

«...стресс или тревога могут ускорить „внутренние часы“ человека (по этим часам пройдёт больше времени, чем на самом деле), что приводит тому, что человеку кажется, будто время идёт медленно.».

Из-за этого эффекта, холодные цвета «уменьшают» время загрузки вебсайта в нашем восприятии (Gorn et al., 2004).


Этот эффект может так же быть применим к поведению во время шопинга. Холодные цвета действуют расслабляюще, поэтому людям хочется потратить на совершение покупки больше времени. Так же им кажется, что время ожидания на этапе оплаты короче, чем на самом деле:

«...униформа кассиров может влиять на ощущение того, насколько просто и быстро проходит процесс покупки... такие магазины как Target, с их практически подавляющей, насыщенной красной атмосферой в зоне касс, возможно, нуждаются в том, чтобы изменить свой выбор цветов в оформлении интерьера».

Сильное возбуждение (Волнение)

Слабое возбуждение может ускорить течение времени. Но сильное возбуждение может стимулировать к действию, например, к импульсивным покупкам:

«Активный клиент скорее сможет совершить импульсивную покупку. Для этой ситуации, более активизирующие нас цвета, такие как красный и синий, являются наиболее подходящими, в то время как умеренных цветовых волн, например, зелёной, стоит избегать.».

Возбуждение усиливает импульсивность, так как оно подавляет кортикальную деятельность (Walley & Weiden, 1973). Люди тратят меньше времени на обдумывание и обсуждение, следовательно, повышается вероятность того, что они будут действовать сейчас (например, совершать «спонтанные покупки»)

Итак, если вы хотите, чтобы кто-то принял немедленное решение, повысьте его возбуждение с помощью тёплых цветов.



2.2 Тип ментальной обработки


Так как возбуждение подавляет рациональное мышление, вы можете использовать это знание и для другого применения в маркетинге.

В основном, мы обрабатывает информацию двумя способами:

    Эвристическая обработка : быстрый и простой анализ.

    Систематическая обработка : сложный и рациональный анализ.

Если ваши аргументы слабы , то вам нужно, чтобы люди пользовались эвристической обработкой . В таком случае используйте теплые цвета, чтобы повысить возбуждение (и снизить влияние кортикальной деятельности).

Если вы убедительны , то вам нужно, чтобы люди использовали систематическую обработку . В этом случае используйте холодные цвета, чтобы снизить их возбуждение.



Возбуждение играет роль в некоторых других маркетинговых тактиках (особенно в следующей), которые мы обсудим далее.

2.3 Технология продаж



Цвета играют роль в двух разных способах продаж: в аукционах и том случае, когда стороны торгуются .

Аукционы

В одной работе исследователи проанализировали фоновые цвета аукционов eBay. Как ни странно, они обнаружили, что красный фон генерировал больший доход (Bagchi & Cheema, 2013). Вы знаете почему? Подсказка: это связано с возбуждением.

Сдаётесь? Красный повышает возбуждение, что провоцирует агрессию. Эта агрессия влияет на людей, и они стараются перебить ставки конкурентов.

«...в ситуациях, когда клиенты соперничают друг с другом, чтобы купить редкий товар или лимитное издание какого-то продукта, фирмы могут повысить желание платить, воздействуя на клиентов с помощью контраста красных и синих фонов».

Торги

Если вы реализуете продукцию торгуясь, то вам будут нужны противоположные цвета. Так как вы сами соревнуетесь используйте холодные цвета, чтобы понизить агрессивность клиентов.




Даже мелочи, такие как одежда, могут повлиять на ситуацию. Исследователи проанализировали данные по пенальти в НФЛ и НХЛ и обнаружили, что команды в чёрной форме получали больше пенальти (Frank & Gilovich, 1988). Может быть, получив эту информацию, вы захотите одеть что-то голубое, на ваше следующее собеседование.

Узнать больше о тактиках продаж можно в моей статье

2.4 Образ бренда

Большинство маркетологов используют цвета для выражения характера их бренда. Как только вы захотите передать определённые черты, вы можете обратиться к расположенной выше таблице, чтобы выбрать точный цвет.

Данная таблица основана на исследовании от Aaker (1997) , которые выделил пять основных характеристик, передающих имидж бренда:

    Компетентность (например, The Economist).

    Азарт (например, Spartan Race).

    Стабильность (например, Wrangler jeans.)

    Искренность (например, Hallmark).

    Утончённость (например, Apple).

Но что, если вам нужно передать более специфические черты?

Я составил ещё одну таблицу, выделяющую более узкие аспекты. Исследователи часто используют разные наборы аспектов, но я отобрал следующие характеристики, основываясь на их практичности:


2.5 Поставленная цель


В зависимости от вашей ситуации, часто вы будете стараться добиться определённой цели. Эта часть статьи объяснит, как цвет может помочь вам добиться трёх разных целей: получения внимания , действия и получения лайка .

Внимание

Временами вам необходимо заполучить внимание людей:

    Будет ли ваш продукт выделяться при розничной продаже?

    Заметят ли люди кнопку CTA на вашей странице?

Действие

Временами вам хотелось бы, чтобы цвет побуждал человека к действию — к покупке вашего продукта, репосту вашего контента или подписке на ваш блог.

Чтобы достичь этой цели, используйте цвета, которые повышают возбуждение, например, сильно насыщенные тёплые цвета с низкой яркостью. Так как эти цвета влияют на импульсивность, они склонны повышать вероятность проявления поведенческих реакций .

Поэтому я использую желтый для моих CTA блоков.

Вам также может захотеться подумать над тем, чтобы использовать более светлые цвета — такие как оттенки белого и светло серого (Valdez & Mehrabian, 1994).

2.6 Тип продукта


Каков тип вашего продукта?

    Утилитарный продукт : Приносит функциональную пользу.

    Гедонический продукт : Приносит социальную или чувственную пользу.

Половая схема : С раннего возраста, мужчин ориентирует на синий голубой цвет, в то время как женщин — на розовый(LoBue & Deloache, 2011).

Экологическая валентность : Основываясь на нашем опыте, мы начинаем испытывать положительные эмоции по отношению к определённым цветам (Palmer & Schloss, 2010)).


Основываясь на этих теориях можно предположить, что женщины предпочитают теплые цвета, а мужчины — холодные. И данные подтверждают именно такое распределение предпочтений:

«Это значит, что кривая предпочтений в тонах значительно отличается у мужчин и женщин. Обычно женские предпочтения круто возрастают к устойчивому пику в районе красно-фиолетовых цветов и стремительно снижается в районе жёлто-зелёных оттенков, в то время как мужские предпочтения смещены в сторону сине-зелёных цветов...».

3 «Обобщение»

В этой статье охвачена масса материала. Итак, давайте соединим все части полученной информации воедино.

3.1 Как использовать модель

Теперь, когда вы уже лучше понимаете принципы маркетингового применения цветов, пройдёмся по примерам, используя большую таблицу, которую я показал вам в начале статьи.

Предположим, что вы используете схему с акцентом на пользе для продажи утилитарного продукта для мужчин. Вы можете выполнить следующие действия:

Шаг 1: Выделить все строки подходящие под вашу ситуацию.

(В качестве примера строки отмечены коричневым цветом)




Изображение это просто выдержка из полной таблицы. Вы также можете отметить строки в других секциях таблицы. Но если целая секция не имеет для вас значения, вы можете пропустить её.

Шаг 2: Внизу каждой колонки напишите итоговое количество выделенных отметок.


Шаг 3: Обратите внимание на цвета с наибольшим итоговым числом.



Используйте эти наивысшие оценки для выбора цвета. Если вам нужно выбрать один цвет, то набравший самый высокий балл может стать лучшим вариантом.

Но что если вам надо выбрать несколько цветов? Давайте взглянем на несколько факторов...

3.2 Сколько цветов вам выбрать?

Из этой статьи вы узнали семантическое значение каждого цвета. Тем не менее, итоговое количество цветов также может нести в себе семантическое значение. Итак, сколько цветов вам выбрать?

Ответ зависит от двух факторов:

    Тип продукта.

    Количество контента.

Тип продукта

Во-первых, вы должны понять — ваш продукт утилитарный или гедонический.

Небольшое количество цветов несёт утилитарное и серьёзное значение, в то время как большое разнообразие цветов несёт гедоническое и весёлое значение (Bottomley & Doyle, 2006)


Я думаю, что большое количество цветов может быть даже неуютно-жутковатым.

В целом же вам стоит следовать этому выводу:

    Выбирайте меньшее количество цветов для серьёзных по своей природе продуктов.

    Выбирайте большее количество цветов для несерьёзных по своей природе продуктов.

Количество контента

Мы все обладаем ограниченным количеством ресурсов для обработки информации. Поэтому вам стоит подумать о том, какое количество контента будет бороться за получение внимания зрителя.

Для восприятия цвета так же требуются обрабатывающие ресурсы. Так что если ваша реклама содержит много контента и много цветов, ваш дизайн становится перенасыщенным. Исследования позволяют сделать вывод, что у людей в таком случае, вероятно, сформируется худшее мнение о вашем продукте.



Цвета на одном плане (например, только на переднем) смотрятся лучше когда они одного тона:

«И парные предпочтения и парная гармония различаются в первую очередь в зависимости от тонового соответствия, и таким образом выходит, пары похожих тонов, в основном, являются более предпочтительными и более гармоничными».

Конечно, вы можете нарушить эти принципы. Но это знание может помочь вам в выборе цветовой схемы, как вы увидите далее.

3.4 Как выбрать правильную цветовую схему

Теперь, когда вы знаете из каких компонентов состоит эстетически приятная цветовая схема, вы можете выбрать верную комбинацию цветов?

Вот четыре популярных цветовых схемы:

Монохромная схема

Монохромные цветовые схемы используют разные оттенки одного тона.


Из-за своей простой природы, монохромные цветовые схемы удобны в простых сообщениях или передачи утончённости бренда (Rider, 2009) .

Также вам стоит задуматься об использовании монохромной цветовой схемы, когда вы выбираете цвета для одного плана, так как вариации похожи между собой (см. предыдущую секцию).

Схожие цвета (Аналоговая схема)

Цветовая схема с использованием схожих тонов, расположенных близко друг к другу на цветовом круге.


Применение схемы с использованием аналогичных цветов, так же как и в случае монохромной схемы, может повысить вероятность восприятия дизайна как гармоничного из-за тонального сходства. Используйте такую схему при выборе цветов для одного плана.

Триада

Триадные цветовые схемы используют три цвета, расположенные на вершинах равностороннего треугольника вписанного в цветовой круг.




Этот вид цветовой схемы возможно является самым популярным выбором:

«Триадная цветовая гармония считается лучшей цветовой схемой. Вы можете использовать один цвет для фона и оставшиеся два для контента и выделенных областей».

Отдавая свое предпочтение какому-либо определенному цвету, ну максимум двум-трем, задумывались ли вы о том, что они многое могут сказать о вашем характере и эмоциональном состоянии? Психологи выявили связь между цвет овыми предпочтениями и характером человека . Эта любовь или не любовь к определенным цветам может меняться с течением жизни. Психологи обычно используют цветовой тест Макса Люшера, который он разработал в 1940-х годах.

С ним могут работать только профессиональные психологи, так как он требует специальной подготовки. Обычные же человек может использовать «облегченный» вариант теста Люшера. Для этого вам понадобится современный телевизор. Используя его настройки, вы легко сможете узнать о себе много нового.

Психологи считают, что если на экране преобладает красный оттенок, то вы доверчивы, но также слишком эмоциональны и агрессивны. Если же преобладает желтый цвет, то знайте, вы внушаете доверие окружающим, являетесь оптимистом и дружелюбны. Но постоянная улыбка на лице является всего лишь вашей маской, за которой скрывается постоянное напряжение. Если же преобладает синий и зеленый цвета, вам присущи робость и слабость. Но если вдруг кто-то встает на вашем пути, вы становитесь опасны. Преобладающий светло-синий цвет говорит о вашей сговорчивости, лености, а также о не знании меры в еде и питье. Но цветовой тест Люшера говорит о психологическом состоянии человека на данный момент времени. Есть множество других цветов, которые говорят именно о вашем характере. Ниже будут приведены основные из них с описанием, по которому вы сможете сделать вывод о своем характере и характерах своих знакомых, друзей, родных и близких.

Белый цвет является синтезом всех цветов, его называют «идеальным» цветом. Этот цвет никого не отталкивает, поэтому ему может отдать предпочтение любой человек.

Черный цвет символизирует мрачность восприятия жизни. Это цвет неуверенных людей, предпочитающих одежду черного цвета. Они воспринимают жизнь в темных тонах, неуверенны в себе, несчастны, склонны к депрессии, так как уверены в том, что их идеалы в жизни недостижимы. Если же человек часто меняет одежду с черной на более яркую и броскую, то это говорит частой смене настроения мрачного на противоположное. Если же человек постоянно носит только черную одежду, то это может говорить о неком кризисном состоянии и агрессивном восприятии мира и себя. Дети, которые остро переживают отсутствие любви и заботы, часто используют черную штриховку в своих рисунках. В норме черный цвет как правило должен отвергаться.

Что же касается серого цвета, то его предпочитают рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго раздумывают, прежде чем принять какое-либо решение. Этот цвет также предпочитают те, кто боится громко заявить о себе и те, кто сильно переутомлен (в данном случае серый цвет служит неким барьером, который отгораживает человека от раздражителей внешнего мира). У людей, которым серый цвет не нравится, обычно импульсивный и легкомысленный характер.

Красный цвет – цвет страсти, он символизирует возбуждение, энергию и является символом эротизма. Это любимый цвет смелых, волевых, властных, вспыльчивых и общительных людей. Обычно они являются еще и альтруистами. Если же этот цвет раздражает, значит у человека имеется комплекс неполноценности, страх конфликтов, склонность к уединению. Если же у человека красный цвет вызывает отвращение, то это может означать органическую слабость, физическое или психическое истощение. Например, военнопленные, которые годами были вынуждены жить в условиях, опасных для жизни, часто отвергали этот цвет. А вот подростки наиболее часто предпочитают именно красный цвет.

Коричневый цвет чаще предпочитают те, кто уже твердо и уверенно стоит на ногах. Такие люди ценят традиции, стремятся к простым инстинктивным желаниям и примитивным чувственным радостям. Но также предпочтение этому цвету указывает и на то, что человек физически истощен. В норме, если этот цвет, как и черный, будет отвергаться.

Желтый цвет выбирают спокойные, интеллигентные и непринужденные в отношениях люди. Они общительны и любопытны, смелые, легко приспосабливаются и получают удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. В том случае, если это цвет вызывает неприятие, значит этот человек сосредоточен и пессимистически настроен, с ним трудно завязать знакомство. Желтый цвет, получается смешиванием зеленого и красного цветов и является цветом энергетизма, часто предпочитают беременные женщины, которые ожидают благополучный исход родов, а также люди, которые склонны к перемене мест.

Цветом неба, покоя и расслабления является синий цвет. Он нравится скромным и меланхоличным людям. Такой человек быстро устает и часто нуждается в отдыхе, также ему крайне важно ощущать уверенность и благожелательность окружающих. Человек, который отвергает этот цвет, постоянно испытывает желание произвести впечатление на других и доказать, что он может все на свете, а по сути – он замкнут и не уверен в себе. Человека, безразличного к синему цвету, характеризует легкомыслие в области чувств, но он скрывает это под маской необходимости. Если сказать вкратце, то человек, отдающий предпочтение синему цвету, испытывает потребность в физиологическом и психологическом покое, а люди, которые отрицают его и испытывают неприятие – подсознательно стараются избежать этого расслабления. Во время заболевания потребность в таком цвете резко увеличивается.

Зеленый цвет считается цветом природы, естества, жизни, весны. Люди, предпочитающие его, боятся чужого влияния, постоянно ищут способ самоутверждения, ведь для них это жизненно необходимо. Люди, которые не любят его, страшатся житейских проблем, превратностей судьбы, да и вообще всех трудностей, возникающих на их пути. В зеленом цвете содержится скрытая потенциальная энергия, отражается степень волевого напряжения, именно поэтому люди, предпочитающие его, стремятся к уверенности. Эксцентричные люди, добивающиеся поставленных целей посредством эмоций, отвергают зеленый цвет — он им не симпатичен. Также отвергают его люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Также о психических состояниях человека и его характере могут поведать и другие цвета. Например, оранжевый цвет предпочитают люди, обладающие интуицией, они являются страстными мечтателями. В геральдике же этот цвет означает лицемерие и притворство. Обычно эти люди не мыслят себя без общения, но также они не выносят, когда в лучах славы греется кто-то другой, а не они и обижаются, если на них долгое время никто не обращает внимания. Это люди, быстро и легко адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. Оранжевый цвет укрепляет жизненные силы. Поэтому рекомендуется носить одежду или белье этого цвета беременным женщинам. Если же для кого-то он является слишком ярким, то его можно смело заменить на абрикосовый.

Розовый цвет – цвет жизни и всего живого, говорящий о любви и доброте. Обычно его предпочитают те люди, которые могут растрогаться по любому незначительному поводу. У излишне прагматичных людей этот цвет вызывает раздражение.

Инфантильные и легко внушаемые люди, испытывающие потребность в поддержке и опоре предпочитают фиолетовый цвет. Отрицание же этого цвета говорит о психической и половой зрелости.

Российские психологи В.Ф.Петренко и В.В.Кучеренко в своих исследованиях подтвердили взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и его цветовых предпочтений. Так, энергонасыщенные цвета (желтый и красный) вызывают предпочтение в ситуациях радости и веселья, черный же цвет (цвет небытия), а также синий и коричневый (цвета покоя и расслабления) наоборот отрицаются. Если же человек испытывает чувство вины, то в этом случае отрицаются энергонасыщенные цвета, такие как желтый и красный и предпочтение отдается серому и синему цветам. Синий же цвет в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. Если же человек попадает в ситуацию, представляющую для него опасность, он предпочитает зеленый цвет, связанный с волевым напряжением, и желтый (энергонасыщенный, связанный с потребностью в быстрой разрядке напряжения). И если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при одновременном отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность, характерно сочетание желтого с зеленым и отрицание черного с коричневым.

Таким образом, существует взаимосвязь между характером человека и предпочитаемым им цветом . Зная об этом, вы всегда сможете определить свое эмоциональное состояние, а также узнать о характере и эмоциональном состоянии окружающих вас людей.

Нам всем нравятся разные цвета. Психологи сообщают, что предпочтения в цвете могут раскрыть особенности характера человека. Давайте узнаем, что о вас расскажет ваш любимый цвет!

Если вы любите черный

Черный нравится ранимым, робким, чувствительны натурам. У таких людей – отменный вкус. А еще черный цвет характеризует творческих, волевых и амбициозных людей. Он также может быть признаком того, что у человека было трудное детство.

Люди, предпочитающие черный, стараются держать дистанцию. Он загадочны, их не так-то просто раскусить.

Если вы любите синий


Синий – признак гармонии. Если вы выбираете синий, вы цените стабильность и заботу об окружающих. Такие люди внимательны и сострадательны. Их маленькие недостатки – чрезмерная осторожность и негибкое мышление. Любители синего очень тяжело расстаются со стереотипами.

Любители синего неимпульсивны, он думают, что говорить. Это очень ответственные люди, которые следят за своими эмоциями.

Если вы любите зеленый


Любители зеленого верны и общительны. Они, как хамелеоны, быстро приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам. Они никогда не переживают из-за финансовых вопросов и всегда сохраняют спокойствие.

Эти люди руководствуются логикой, все дела доводят до конца. Они любят чувствовать себя в безопасности, особенно в финансовых и любовных вопросах. Обладают удивительной способностью слушать людей и всегда дают разумные советы.

Если вы любите оранжевый



Оранжевый выбирают веселые, коммуникабельные, яркие и бесстрашные люди.

Любители оранжевого иногда любят драматизировать, но они всегда добродушны. Любят быть в центре внимания. Минус: такие люди часто непредстказуемы и непостоянно. Зато искренние и живые.

Если вы любите розовый


Розовый – цвет любви. Его чаще выбирают девушки. Обычно любители розового – хорошие родители. Он нежны и обладают мягким характером. Их слабость – постоянная потребность в защите.

Розовый ассоциируется в легкомысленностью, однако это любителей розового не касается.

Если вы любите пурпурный или фиолетовый


Любители фиолетового – творческие люди с уникальным взглядом на мир. Они порой высокомерны и саркастичны. В обществе им доверяют, несмотря на то, что не всегда понимают.

Любители фиолетового амбициозны, он не копируют других. Это другие, наоборот, стараются походить на них.

Если вы любите коричневый


Любители этого цвета – простые, как 5 копеек, люди, которые становятся надежными партнерами и друзьями. Они трудолюбивы, выносливы, терпеливы. В школе учатся прилежно и ответственно. На работе это продолжается.

Некоторые считают их скучными, они не их тех, кто может подурачится. Но зато у любителей коричневого тонкое чувство юмора, которое ценят все друзья. Они любят порядок и собранность. Ценят уверенность и безопасность. В быту они размерены и бережливы.

Если вы любите красный


Любители красного полны жизни и не терпят рутину. Это энергичные и страстные люди, которые обожают приключения. Это люди, которые не боятся исполнять свои мечты.

Любители красного не скрывают своих чувств и стараются всегда быть откровенными. Порой они нетерпеливы и агрессивны. Но зато с ними нескучно!

Если вы любите белый


Люди, которые выбирают белый, отличаются организованностью и стремлением к простоте. Из них выходят невероятные дизайнеры. Белый – символ чистоты и молодости.

Если белый выбирают пожилые люди, то это признак чрезмерного стремления к совершенству.

Если вы выбираете серый


Такие люди надежны. Если речь о мужчине, то за ним, как за каменной стеной.

В отношениях любители серого часто играют роль второго плана. Поддаются влиянию окружающих. Вы всегда стараетесь сохранить мир в душе и в отношениях.

Кто-то скажет, что любитель серого – человек равнодушный и неэмоциональный, но это не совсем так. Просто он любит компромиссы и терпеть не может ругаться. Серый признак независимости.

Ели вы любите желтый